Новости

Фотогалерея

От первого лица

Железнодорожные инновации Синары, газета «Евразия Вести»

Сегодня активным участником инновационного процесса в транспортной отрасли стала Группа Синара – диверсифицированная компания, одним из приоритетных направлений которой является транспортное машиностроение. Дивизиональный холдинг компании – ОАО «Синара-Транспортные машины» – объединяет производственные комплексы ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» (ЛТЗ, Калужская область), ООО «Уральский дизель-моторный завод» (УДМЗ, г. Екатеринбург), ООО «Центр инновационного развития СТМ» (г. Екатеринбург), в задачи которого входит разработка новых видов подвижного состава, и ООО «СТМ-Сервис» (г. Екатеринбург).

Ходоровский М.Я.

Также в 2010 году Группой Синара совместно с концерном Siemens AG было создано совместное предприятие ООО «Уральские локомотивы», ставшее базой для появления отечественных электровозов нового поколения. О ключевых проектах компании и дальнейших перспективах сотрудничества с ОАО «Российские железные дороги» рассказал генеральный директор Группы Синара Михаил Яковлевич Ходоровский.


– Михаил Яковлевич, сотрудничество Группы Синара и Российских железных дорог началось восемь лет назад с модернизации локомотивов. Вскоре компания занялась разработкой новых моделей тягового подвижного состава. Почему Группа взялась за реализацию этого проекта, несмотря на то, что многое приходилось делать буквально с нуля?

– Развитием машиностроительного бизнеса Группа занялась, учитывая серьезную потребность в создании в России собственного производства грузовых локомотивов. Еще во времена существования Советского Союза Урал рассматривался как одна из площадок для их выпуска, но по разным причинам эта идея не была реализована. Тогда производство грузовых локомотивов постоянного тока было размещено в Грузии, на Тбилисском электровозостроительном заводе. После распада СССР перед российскими железными дорогами остро встала проблема обновления стареющего парка подвижной техники. Тогда руководство РЖД начало переговоры с частными компаниями. Мы посчитали этот проект перспективным – и не ошиблись.

Мы провели много консультаций и обсуждений с РЖД, с руководством Свердловской области, соответствующими министерствами и уральскими конструкторами. В итоге в Верхней Пышме была приобретена неспециализированная площадка бывшего завода сварных машиностроительных конструкций. На тот момент она находилась в очень плохом состоянии, но в потенциале обладала необходимой инфраструктурой и возможностями развития. Нам пришлось провести капитальную реконструкцию систем электро- и теплоснабжения, оборудования котельной и всех коммуникаций на территории предприятия, установить новейшие системы вентиляции, постелить специальные напольные покрытия. Кроме того, был закуплен современный парк оборудования: более 300 единиц станков, обрабатывающих центров, лазерных установок.

Первый опытный образец грузового электровоза «СИНАРА» серии 2ЭС6 был выпущен в 2006 году, а серийное производство начато в 2009-м. Для такого сложного производства мы уложились в достаточно короткий срок.

– Запустив в серию локомотив 2ЭС6, Группа Синара приступила к разработке принципиально новой, инновационной машины с асинхронным тяговым приводом. Как возникла идея выпускать такие электровозы совместно с Siemens?

– Мы хотели развиваться дальше. Группа Синара зашла на этот рынок, отчетливо понимая, что ее там никто не ждет. Наш первый проект оказался удачным, но для дальнейшего интенсивного роста, наращивания объемов поставок, производства новых образцов техники необходимо было продолжать инновационную деятельность. В большинстве стран уже давно получил распространение асинхронный тяговый привод, а в России, как, впрочем, и на всем пространстве 1520 (странах, где используется железнодорожная колея шириной 1520 мм), эта технология не была внедрена.

Конечно, была альтернатива, можно было потратить еще пару лет и создать асинхронный привод самостоятельно, и нет сомнений, что наши инженеры успешно справились бы с этой задачей. Другая стратегия – трансфер технологий, позволяющий сделать сразу существенный шаг вперед и пройти эту дистанцию гораздо быстрее. Мы выбрали последний вариант. Первые обсуждения этой темы с нашими германскими партнерами начались в 2008 году, а уже в 2010 году было создано совместное предприятие и представлен новый локомотив. Конечно, этот путь был непростым, российские и немецкие инженеры проделали гигантскую работу, позволившую достаточно быстро предложить нашему потребителю инновационный грузовой электровоз «ГРАНИТ» серии 2ЭС10 с асинхронными двигателями.

Разработка конструкции этого локомотива, технологии его изготовления и выпуск опытного образца были выполнены буквально за год. В созданную «Уральскими локомотивами» базовую платформу электровоза «ГРАНИТ» интегрированы современные разработки компании Siemens в области электропривода. Презентация первого электровоза состоялась 18 ноября 2010 года, а 1 сентября 2011 года мы получили сертификат на серийное производство этой модели. За первый же год эксплуатации «ГРАНИТ» установил три рекорда по повышению весовых норм. При стандартных весовых параметрах эта машина способна водить поезда весом до 9–10 тыс. тонн, что примерно на 40– 50% больше, чем электровозы серии ВЛ. При этом показатель удельного расхода электроэнергии снижен на 15% относительно других серий электровозов. В 2011 году завод «Уральские локомотивы» выпустил 11 машин, еще 12 «ГРАНИТов» поставлены ОАО «РЖД» за первые 7 месяцев 2012 года, а всего до 2017 года будет выпущено еще 198 электровозов серии 2ЭС10.

– В чем особенность локомотивов нового поколения?

– В наших электровозах внедрено до 80% инженерных решений, ранее не применявшихся в отечественном машиностроении. Так, например, локомотивы «СИНАРА» и «ГРАНИТ» оснащены самым современным бортовым комплексом оборудования с встроенными модулями приема-передачи ГЛОНАСС и технологической цифровой связью, которые позволяют дистанционно отслеживать географическое положение и техническое состояние локомотива, применять систему автоведения и даже контролировать бдительность машиниста во время поездки. Кроме того, наши локомотивы отличаются экономичностью, повышенной мощностью и силой тяги, что не раз было подтверждено во время эксплуатации.

Применение уральских локомотивов существенно удешевляет грузоперевозки: за счет повышенных весовых параметров, уменьшения задействованных локомотивных бригад, сокращения времени доставки грузов, увеличения межремонтных пробегов и экономии электроэнергии.

Немаловажную роль играют и улучшенные условия для работы локомотивных бригад.

Другой, не менее важный итог нашей работы – существенное расширение кооперационных связей. Выпуск локомотивов требует широкой кооперации. Мы на своей площадке делаем около 50% узлов и функциональных модулей, остальные комплектующие получаем от других предприятий, а их более 65. И в этом смысле, когда мы говорим, что инициировали создание нового машиностроительного кластера, это действительно так. Поскольку электровозы 2ЭС6 и 2ЭС10 – машины инновационные, многие наши предприятия-партнеры, участвующие в поставках комплектующих, были вынуждены перестраивать и модернизировать собственное производство. Это очень хороший пример инвестиций частного бизнеса в системообразующий проект национального масштаба.

– Как развивается совместный с Siemens проект по открытию производства электропоездов «Ласточка»?

– В настоящее время по заданию РЖД нашими специалистами разрабатывается три модификации пассажирских электропоездов высокой комфортности на платформе Desiro RUS («Ласточка»). Desiro – название класса электропоездов производства Siemens, которые используются, в первую очередь, для обслуживания пригородного сообщения (в России первые «Ласточки» пойдут на Олимпиаду в Сочи) и принадлежат к новому поколению облегченных модульных составов. Контракт на поставку электропоездов РЖД Группа Синара и Siemens подписали 7 сентября прошлого года. Его общая стоимость – более 2,1 млрд евро. Уже в 2014 году мы намерены выпустить шесть пятивагонных электропоездов и пройти сертификацию, а с 2015 года – начать поставки на эксплуатацию в ОАО «РЖД». Первоначально глубина локализации составит 35%, по мере выполнения контракта уровень локализации будет доведен до 80%. В кооперационных поставках комплектующих компонентов будут участвовать более 80 предприятий российской промышленности.

Сейчас на «Уральских локомотивах» ведется активное строительство будущего производственного комплекса по выпуску электропоездов типа Desiro RUS («Ласточка») общей площадью более 90 тысяч квадратных метров. К апрелю 2013 года здание будет готово к монтажу первой очереди технологического оборудования.

В рамках проекта на предприятии будет создано около 1,5 тысяч новых рабочих мест. Основной набор персонала начнется поэтапно с 2013 года, но уже сейчас началась подготовка рабочих, которые будут заняты в производстве электропоездов. Первые две группы специалистов в мае-июне текущего года приступили к обучению на заводе концерна Siemens в Крефельде (где выпускаются «Ласточки» для Олимпиады в Сочи), в июле к ним присоединилась третья группа, а всего курсы в Германии пройдет около 160 человек.

– Какие еще разработки по созданию новых образцов железнодорожной техники ведутся на «Уральских локомотивах»?

– Сейчас предприятие работает над созданием грузового магистрального электровоза переменного тока с асинхронным тяговым приводом серии 2ЭС7, на который есть спрос у железнодорожных перевозчиков стран СНГ. Эта машина будет способна водить поезда массой до 9000 тонн в зависимости от особенностей железнодорожного пути. Она будет оборудована интегрированным асинхронным тяговым приводом Siemens, обеспечивающим высокую надежность локомотива, повышение мощности и силы тяги электровоза; современной микропроцессорной системой управления и диагностики, позволяющей избежать ошибок, связанных с «человеческим фактором», и системой автоматического ведения поезда с использованием спутниковых систем позиционирования GPS/ГЛОНАСС. Выпуск первого опытного образца электровоза серии 2ЭС7 планируется в 2013 году.

Производственная площадка

– Какова сфера деятельности дивизионального холдинга «Синара-Транспортные машины» (СТМ)?

– Создание холдинга «Синара-Транспортные машины» позволило Группе решить задачу по диверсификации бизнеса, запустить новое направление в области инжиниринга и производства железнодорожной техники, повысить конкурентоспособность всех наших проектов. Создание СТМ также укладывалось и в логику отношений с нашим основным заказчиком, ОАО «РЖД»: железнодорожники в тот период приступили к реализации своих планов по обновлению тепловозного парка, что открывало для СТМ новые возможности для реализации проектов по выпуску новых моделей маневровых тепловозов.

Сегодня «Синара-Транспортные машины» представляет все направления – от разработки и производства новых видов локомотивов до сервисного обслуживания. Благодаря сотрудничеству Группы Синара и РЖД продукция отечественного тепловозостроения принципиально изменилась. Только за последние пять лет холдингом «Синара-Транспортные машины» создано семь новых машин. Это очень хороший показатель, свидетельствующий о потенциале СТМ.

В 2008–2009 годах на Людиновском тепловозостроительном заводе были выпущены модернизированный маневровый тепловоз большой мощности ТЭМ7АМ и тепловоз средней мощности ТЭМ9. Сегодня эти модели стали базой для новых разработок.

В марте 2011 года была изготовлена энергетическая установка ЭУ-500 – специальный вид железнодорожной техники, предназначенный для решения проблем питания электровозов на неэлектрифицированных участках железнодорожных путей.

4 июля 2011 года в рамках проведения «Дня инноваций» на Людиновском тепловозостроительном заводе был представлен новый односекционный двухдизельный маневровый тепловоз ТЭМ14.

Сегодня мы понимаем, какие локомотивы нужны нашим потребителям, и оперативно реагируем на потребности рынка. В конструкцию всех новых локомотивов уже на стадии проектирования закладываются самые передовые инженерные решения, обеспечивающие более совершенные технические характеристики. Экономический эффект от применения таких машин в производственной деятельности, в сравнении с техникой предыдущего поколения, существенный.

– Какие инновационные проекты компания развивает сейчас?

– Инновационность – одно из главных конкурентных преимуществ локомотивов, выпускаемых на предприятиях Группы Синара. В 2010 году для развития научной и инжиниринговой деятельности был создан «Центр инновационного развития СТМ» (ЦИР СТМ), ставший одним из первых участников кластера «Энергоэффективность и энергосбережение» Инновационного Фонда «Сколково».

Важнейшим результатом работы ЦИР СТМ стала разработка первого российского тепловоза с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом ТЭМ9Н «SinaraHybrid». РЖД поставило перед нами сложную техническую задачу – создать тепловоз, обладающий новыми параметрами по экономичности и экологичности, эксплуатация которого существенно снизит затраты на весь жизненный цикл данных локомотивов. Нам удалось это сделать. По расчетам специалистов, у нового тепловоза «SinaraHybrid» количество вредных выбросов в атмосферу сократится на 55%, что соответствует современным экологическим стандартам ЕС, а экономия дизельного топлива составит около 60 тонн в год. Новые технические характеристики локомотива достигнуты за счет внедрения более двадцати инновационных технических решений. При этом все основные наукоемкие компоненты, в том числе асинхронный тяговый привод, микропроцессорная система управления, блок интеллектуального предсказания пути, созданы российскими учеными и конструкторами. Серийное производство локомотива ТЭМ9H «SinaraHybrid» начнется в 2013 году на Людиновском тепловозостроительном заводе.

Началась сборка нового магистрального односекционного восьмиосного тепловоза ТЭ8 для Мечел-Транс Восток. По заказу ОАО «РЖД» разрабатывается магистральный тепловоз ТГ16М. Изготовление первой машины ТГ16М запланировано в 2013 году. А до конца 2015 года мы изготовим 40 тепловозов этой серии.

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2012) президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский и президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин подписали соглашение об организации производства и поставок магистральных газотурбовозов ГТ1h, работающих на природном газе. В соответствии с соглашением Группа Синара берет на себя обязательства в срок до 2020 года изготовить и передать ОАО «РЖД» 40 магистральных газотурбовозов нового поколения ГТ1h.

Настоящим прорывом я считаю победу Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ) в конкурсе Минпромторга РФ на участие в федеральной целевой программе, направленной на развитие отечественного дизелестроения. Контрактом предусмотрено финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) из средств государственного бюджета. Первый госконтракт направлен на разработку базовых образцов модельного ряда высокооборотных V-образных дизельных двигателей для дизель-генераторных установок магистральных тепловозов, пропульсивных комплексов морских и океанских судов, кораблей военно-морского флота, транспортно-технологических средств, контейнерных электростанций малой энергетики – в диапазоне мощностей 1000–3000 кВт.

Второй – на создание конструкций специализированных экспериментальных стендов для высокооборотных дизельных двигателей с частотой вращения от 1500 до 3000 оборотов в минуту для дизелестроительных производств.

Будет создано новое семейство экономичных, экологичных и надежных дизельных двигателей для нужд гражданской и оборонной промышленности, ликвидировано отставание от зарубежных производителей. Конечным результатом этого проекта станет поддержание национальной безопасности в технологической сфере.

– Новая техника разрабатывается исключительно собственными силами?

– Мы идем по пути разумного сочетания двух инжиниринговых стратегий. Так, «Уральские локомотивы» как совместное предприятие первоначально развивались за счет трансфера зарубежных технологий. Сегодня наши конструкторы – полноправные участники процесса разработки новой техники, авторы многих уникальных предложений.

Предприятия холдинга «Синара-Транспортные машины» в большей степени ориентированы на реализацию собственных разработок, здесь сочетаются накопленные предприятиями традиции и перспективные идеи «Центра инновационного развития СТМ». Сегодня специалисты компании разрабатывают микропроцессорные системы управления и диагностики (МПСУиД) для тепловозов, преобразователь собственных нужд (ПСН), регулятор электрического тормоза (РЭТ) для работы с МПСУиД и другие проекты.

В то же время, и «Уральские локомотивы», и «Синара-Транспортные машины» привлекают к сотрудничеству профильные научно-исследовательские институты, ведущих российских и мировых ученых. Установлены контакты со специалистами в области асинхронных приводов и накопителей энергии из США (Massachusetts Institute of Technology), Польши (Cracow university of Technology), Германии (Ruhr-University Bochum) и других стран.

Например, проект первого в России локомотива с гибридным приводом ТЭМ9Н разработан Центром инновационного развития СТМ при поддержке фонда «Сколково» и ОАО «РЖД». В работе также участвовал консорциум ведущих российских научно-производственных компаний, среди которых НПО «САУТ», НПО «Приводная техника», ООО «Уральские локомотивы» и НПО «Автоматика».

Современные дизельные двигатели на Уральском дизель-моторном заводе будут создаваться в партнерстве с инжиниринговой фирмой FEV GmbH (Германия). Европейский опыт будет использован для разработки и запуска в серийное производство семейства современных дизельных двигателей, создания конструкций специализированных экспериментальных стендов, организации сборочной линии новых двигателей и поэтапного внедрения в общий цикл производства.

Сотрудничество с зарубежными партнерами позволяет нашим инженерам приобретать ценный опыт и впоследствии на новом уровне самостоятельно решать задачи по созданию новых образцов техники.

Производственная площадка

– Какова роль сервисного подразделения в работе компании?

– Создание сети фирменного обслуживания является одним из важнейших направлений развития холдинга «Синара-Транспортные машины» на ближайшие годы. Холдинг получит возможность проводить мониторинг конструкторских разработок, отслеживать работу своей продукции в условиях реальной эксплуатации. РЖД как эксплуатант получает, в свою очередь, авторизованный сервис. Если раньше покупатель был вынужден самостоятельно решать проблемы, связанные с постгарантийным ремонтом и обслуживанием, то с созданием сети фирменного сервиса этим займутся специалисты компании-производителя. Такая политика в сфере послепродажного обслуживания продукции приведет к снижению стоимости жизненного цикла подвижного состава и повышению экономической отдачи при его эксплуатации. Специально для развития этого направления в рамках холдинга была создана специализированная компания «СТМ-Сервис» и подписан договор с РЖД о передаче 137 электровозов «СИНАРА» на сервисное обслуживание. Организована работа семи сервисных центров на полигонах Западно-Сибирской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. При этом мы ставим задачу создать систему сервиса не только локомотивов нашего производства, а в принципе любого локомотивного парка полигона РЖД.

«СТМ-Сервис» предлагает потребителям железнодорожной техники несколько форм сотрудничества: пакет поддержки, материально-техническое обеспечение, сервис отдельных узлов и полный комплект услуг. Но при этом, независимо от того, что выберет для себя тот или иной заказчик, ему всегда будет гарантирован высокий уровень сервиса.

Источник публикации: газета «Евразия Вести» IX 2012

29@
Яндекс.Погода
Новогодний тур в Бургас